Союзлегконструкция - Завод Металлоконструкций
На главную Карта сайта Контакты



Союзлегконструкция — История предприятия — ДЕЛАТЬ БОЛЬШЕ, ДЕЛАТЬ ЛУЧШЕ

РОЖДЕНИЕ ЗАВОДА

ОАО «Кулебакский завод металлических конструкций» - одно из старейших крупных предприятий СССР, а впоследствии России. Выбор места его строительства был обусловлен спецификой Приокского индустриального района, который издавна сложился как одно из металлургических баз Центральной России. Необходимость в таком предприятии диктовалась задачами довоенных пятилеток. Страна много строила, имея цель обладать мощной самостоятельной промышленностью и крупным обобществленным сельским хозяйством на прочной материально-технической основе. В связи с этим постоянно росла потребность в конструкциях из металла, а значит и в предприятиях их выпускающих.

В 1939 году, в соответствии с решением Наркомстроя СCCP, в Кулебаках началось строительство завода металлических конструкций. Велось оно силами монтажного участки «Стальконструкция» под руководством Александра Ивановича Угриновича.

Проектная мощность предприятия предполагала выпуск около 13 тысяч тонн конструкций в год. Строилось оно в расчете на использование металлопроката Кулебакского и Выксунского металлургических заводов. Но в дальнейшем, по мере увеличения и усложнения заказов, часть проката в виде тонкого листа, балок, швеллеров, уголков больших размеров, которые на местных заводах не производились, стали получать с Урала, а затем и с Украины.


Сборка пролета.

С началом Великой Отечественной войны строительство замедлилось, многие рабочие участка были призваны в армию, другие — отправлены на сооружение оборонительных рубежей по реке Оке, затем совместно с металлургами выполняли некоторые военные заказы, в частности, участвовали в изготовлении корпусов легких танков, делали противотанковые «ежи». С наступлением перелома в войне, когда советские войска начали освобождать оккупированные территории, потребовались мосты для наведения переправ и конструкции для разрушенных предприятий. Поэтому в 1943 году, будучи еще недостроенным, завод приступил к выполнению заказов. Возглавлял его в это время Петр Антонович Угликов.

5 марта 1943 года со стеллажей цеха сборо-клепки в адрес саперных частей Красной Армии был отправлен первый клепаный железнодорожный мост. С тех пор этот памятный день стал отмечаться как день рождения завода металлических конструкций.

В годы войны Кулебакский завод металлоконструкций успешно решил задачу обеспечения метизами — болтами, гайками, шайбами. Здесь был создан крупный метизный цех.

Выполняя требования о постоянном наращивании производства продукции, администрация и специалисты завода уже в течение года добились девятикратного увеличения мощности оборудования. В целях повышения производительности труда на отстающих участках, в частности, рассверловки и клепки, уже 16 марта 1943 года ввели, а затем распространили прогрессивно-сдельную оплату труда. В это же время для бригад и звеньев, добивающихся высоких производственных показателей, было учреждено переходящее Красное знамя с выплатой премиального вознаграждения.

Завод завершил 1943 год, выпустив 3477 тонн металлических конструкций.

Очень серьезное значение на заводе придавали стахановскому движению. Это была одна из форм поддержания энтузиазма и творческой активности в решении производственных задач.

В недрах стахановского движения зародилась и существовала одновременно с ним другая форма организации соревнования — фронтовые бригады. На предприятиях города они начали распространяться с июля 1943 года. К середине февраля 1944 года на заводе металлоконструкций действовало шесть фронтовых молодежных бригад. Их девизом было—выполнение двух норм в смену.

Одновременно со сборкой мостов на заводе освоили и начали поставлять конструкции для восстановления разрушенных цехов предприятий. Так, в июне 1943 года заводу было поручено в кратчайший срок изготовить 672 тонны металлоконструкций для Горьковского автозавода, сильно пострадавшего от налетов немецкой авиации. Срок установили жесткий — месяц, а завод не укомплектован кадрами, не хватало техники. Поэтому люди, занятые на выполнении заказа, не уходили с рабочих мест до тех пор, пока не выполняли задание, если даже требовалось 14—16 часов. Многие и ночевали на заводе.

Заказ выполнили на две недели раньше срока. К тому же кулебачане направили своих представителей на автозавод, которые на месте помогали собирать конструкции. За самоотверженный труд при выполнении этого заказа многие Кулебакские металлисты были награждены орденами Красной Звезды.

Серьезной проверкой готовности молодого коллектива решать сложные задачи стал большой заказ на изготовление конструкций для восстановления Сталинградского тракторного завода. За успешное его выполнение коллектив Кулебакского завода был удостоен переходящего Красного Знамени ВЦСПС и Наркомстроя как победитель во Всесоюзном соревновании.

В 1944 году директором завода был назначен Николай Алексеевич Страхов. В этот период времени было много сделано по техническому оснащению предприятия: установлены и сданы в эксплуатацию два пресса «Батлей», фрикционный и дыропробивной прессы, станок для резки углового профиля. Большим событием стало внедрение осенью этого года автоматической сварки.

Техническое оснащение завода позволило значительно увеличить выпуск продукции. Так, в 1945 году изготовили уже 5,9 тысяч тонн конструкций, в 1946 году—около 9 тысяч тонн. А всего за годы войны предприятие отправило в освобожденные районы страны 10600 тонн конструкций.

ДЕЛАТЬ БОЛЬШЕ, ДЕЛАТЬ ЛУЧШЕ

После окончания войны на завод стало прибывать пополнение—демобилизованные воины. Начался процесс качественного и количественного роста рабочих, инженерно-технических работников и служащих. В 1950 году среднесписочная численность заводского персонала достигла максимума—620 человек и вплоть до реконструкции предприятия увеличения количества работающих не происходило.

Наряду с кадровыми вопросами, столь же активно решались задачи расширения парка технологического оборудования, культуры производства, повышения уровня механизации труда. С 1948 года снабжение завода электроэнергией, материалами и инструментами стало стабильным. С 1945 по 1948 годы в цехах установлено недостающее оборудование. Осваивались новые методы. Так, резчики, например, учились резать не по наметкам, а по шаблону.

К 1952 году завод уже полностью перешел на изготовление сварных конструкций. Сварка велась качественными электродами.

В 1956 году на заводе вступила в строй магистраль кислородопровода с разводкой по постам, которая намного облегчила работу резчиков. Вскоре стала действовать ацетиленовая станция также с централизованной разводкой газовой сети по постам.

С 1957 года по 1962 год завод возглавлял Александр Семенович Мурунов. При нем было немало сделано по внедрению новой техники, технологии, освоению новых видов продукции.

В 1959—1964 годы завод меняет грузоподъемные механизмы. В цехе обработки тельферы заменяются электромостовыми кранами. В это время установлены кромкогибочный пресс «Пельс» усилием 250 тонн, комбинированные угловые ножницы, гильотинные ножницы «Пельс», два сверлильных станка, станок для правки грибовидности—изобретение заводского слесаря А. А. Цалиева. Электрофицируется внутрицеховой транспорт—вагонетки.

В первой половине 60-х годов широко внедряется автоматическая сварка в среде углекислого газа. С ее применением резко возрос уровень механизации сварочных работ. Если в 1960 году он составлял 7 процентов, то в 1967 году -более 60. В то время пробивает себе дорогу в жизнь и новый способ полуавтоматической сварки порошковой проволокой.

В шестидесятых годах к металлическим конструкциям стали предъявляться повышенные требования по точности изготовления. В 1965—66 годах внедряется новый технологический процесс монтажа—безвыверочный монтаж, дающий экономический эффект 15—20 процентов общей стоимости монтажа. В связи с этим изменяется и технология изготовления колонн на заводе. Появляется строжка торцов колонн и опорных плит.

В 1963 году на заводе произошло крупное событие — сюда поступил природный газ. 15 июня 1964 года был зажжен голубой огонек на первом котле центральной заводской котельной.

В 1966 году природный газ стал использоваться в цехах обработки и сборки для газопламенной обработки металла. Ранее для этой цели использовался ацетилен, получаемый из дефицитного материала — карбида кальция.

Реализация мероприятий по техническому оснащению завода, отеплению основных цехов, по замене холодной кровли утепленной с целью создания лучших условий работающим, потребовала больших усилий администрации завода, а также немалых финансовых затрат.

1943
3477
1945
5900
1946
9000
1948
15300
1950
22550
1955
21798
1960
25436
1963
27505
1965
27904
1967
29373
1968
30000
1970
37300
1972
48205
1980
38799
1985
36088
1990
13021

Однако перед трудовым коллективом завода стоит задача не только увеличения количества и улучшения качества продукции. Все это приходится делать с учетом того, что на заводе нет серийного производства и каждый заказ требует каких-то новых технических решений, а иногда представляет собой абсолютно новый вид конструкций, который необходимо освоить.

Одним из первых видов продукции завода были клепаные мосты. Выпускались они с 1943 по 1950 год. Их было отгружено 21 тыс. тонн. Одновременно осваивались и изготовлялись конструкции для восстановления разрушенных и строительства новых промышленных объектов. За первые 10 лет завод поставил их для 150 предприятий. В их числе Горьковский, Московский, Ярославский и Ульяновский автозаводы, Липецкий и Владимирский тракторные заводы, Горьковский, Новотульский, Северский, Нижне-Тагильский и другие металлургические заводы.

С 1950 года завод начал изготовлять металлические опоры для высоковольтных линий электропередач (напряжением от 400 киловольт и более). Каждая опора имела высоту 21 метр, весом более 10 тонн, а переходные опоры через крупные реки строились высотой более 90 метров. Десятки тысяч тонн таких металлических опор были сделаны для линий Москва—Куйбышев, Москва—Волгоград, Куйбышев—Бугульма. Большое количество опор было изготовлено для высоковольтных линий напряжением 220 киловольт: Кулебаки—Гремячево, Кулебаки—Арзамас-16. Много таких опор отгружено в Татарию и т. д.

Кроме металлических конструкций, для строительства цехов химических заводов изготовлялись металлические водоводы диаметром от 900 миллиметров до 2000 миллиметров. Много десятков километров таких водоводов было изготовлено на заводе.

Изготовляли кулебачане и конструкции для строительства предприятий горной и металлургической промышленности. Многие горнообогатительные фабрики («Никель», «Апатит», Надвоицкая) и цехи Череповецкого металлургического комбината были построены из конструкций Кулебакского завода.

Немало конструкций было отправлено на строительство Гремячевского горнообогатительного комбината. Через реку Теша проложен сварной металлический мост, он также сооружен из конструкций Кулебакского завода.





Заводы металлоконструкций
  Заводы металлоконструкций

Система управления сайтом - ABO.CMSСистема управления – ABO.CMS
Разработка сайта - ArmexРазработка сайтов – ARMEX
О компании | Предприятия ГРУППЫ | Объекты | Вопрос-ответ | Контакты | Продукция | Форма заказа | Словарь терминов | Поставщикам | Ссылки

Все права защищены, 2004-2014
СОЮЗЛЕГКОНСТРУКЦИЯ
Использование материалов сайта без согласования с владельцами ресурса
преследуется в соответствии с Законодательством РФ